Ночи Редисок (Noches de Rabanos )( в смысле корнеплодов, а не «не хороших людей») – ежегодный фестиваль, проводимый в Мексике, в городе Oaxaca, 23 Декабря.
То, что томаты, картофель, кукуруза, огурцы были привезены из Нового Света в Старый, говорили еще на уроках ботаники и истории в средней школе (сейчас не известно говорят об этом или тактично умалчивают), а вот то, что редиску, наоборот, «экспортировали» в Новый Свет, не рассказывали даже в те счастливые времена поголовной грамотности. А её и в самом деле туда завезли, но вначале её (редиску, редис) привезли из Китая в Европу, а уж затем католические монахи прихватили с собой в долгий и рискованный путь за спасением душ человеческих и, пользуясь весьма примитивными методами убеждения, в виде дубины и хлыста, заставили выращивать местных индейцев, чему те в начале немного сопротивлялись (а куда ж без кочевряженья), но потом, распробовав, особенно с кукурузным маслом, решили, что корнеплод съедобен и даже немного вкусен, и принялись сажать сами, без надоедливого увещевания со стороны вечно беспокоящихся о таинственной душе служителей церкви.
Редиска, кстати, при хорошем поливе, да на местных плодородных почвах, да под горячими лучами южного солнца, росла достаточно хорошо и размеров достигала значительных.
Легенда утверждает, что в далеком XVIII веке урожай редиса был очень обильный. Часть корнеплодов собрали, а часть так и оставили в земле, что монахам показалось кощунством и когда они в конце осени все-таки собрались, чтобы исправить эту досадную оплошность, то на свет извлекли корнеплоды таких размеров и таких причудливых форм, что поневоле засомневались, а не творения ли это сатаны, но побрызгав на них святой водой убедились, что ни форма, ни размер не изменились и пришли к выводу, что пути Господни не исповедимы, и что выросло, то выросло… Под Рождественские праздники отнесли необыкновенные плоды на ярмарку, чтобы потешить народ.
Народу это понравилось и в 1897 году мэр городка Oaxaca (Мексика), Francisco Vasconcelos, решил устроить ежегодное публичное соревнование, куда привозили в окрестных полей редис необыкновенной формы, а также допускались разнообразные резные фигурки и сценки, изготовленные исключительно из местного редиса. С тех пор фестиваль редиса проводится в Oaxaca (Мексика) ежегодно 23 Декабря, накануне Рождественских праздников и в этот день на рыночной площади местные фермеры представляют не только необыкновенные по размерам плоды, но созданные из них разнообразные сценки не только религиозного характера, но и зачастую носящие политический, или анти политический, смысл.
Город рос, расширялся и праздник, несколько менялись и условия проведения (всё течет, все меняется). Власти города решили выделить недалеко от городского парка El Tequio целое поле, что специально засевается редисом и затем при помощи разнообразных фермерских ухищрений и с применением удобрений выращивают редис длиной до полуметра и весом в несколько килограмм.
Ежегодный урожай на этом поле может достигать до двенадцати тонн. Собранную редиску затем передают в руки резчиков, художников и просто людей увлеченных идей изготовить из неё (из редиски) что-нибудь такое, о чем потом будут писать в местных газетах. Из редиса собирают самые разнообразные сценки со множеством фигурок людей, животных, монстров, религиозных персонажей и т.д.
Редиска долго не хранится, быстро вянет, поэтому само состязание длится всего лишь один день — с утра до вечера 23 Декабря. Тысячи зевак собираются в этот день на ярмарочной площади, проходят вдоль рядов, оценивают творения редиско-скульпторов, участвуют в голосовании кого выбрать первым, а ближе к вечеру народное гулянье разворачивается настолько и достигает таких размеров, что все и забывают зачем приехали в Oaxaca на Ночь Редисок.