История города Москвы Забелин Иван Егорович.
Патриарший столовый обиход (отрывок). Питие.
«… Как известно, крепкие издревле Русские обычаи во всех добрых сношениях людей между собою неотменно требовали при каждом таком случае и добраго угощения хмельным питием . Эти обычаи шли еще от языческаго времени, когда и древний еще язычник Св. Владимир подкрепил их, выразив их непреложный устав достопамятными словами: «Руси есть веселье питье, не может без того быти».
Христианское время утвердило старые обычаи тою истиною, что «невинно питие, проклято пьянство», а потому питие и сохранилось неприкосновенно, как добрый и приветливый порядок жизни.
Добрыя сношения патриаршаго дома с людьми различных сословий были столь велики и часты, что для исполнения обычая угощать добрых людей должным порядком требовались не малые запасы разнороднаго пития; поэтому патриаршие погреба малый и большой и др. в изобилии были наполнены различными медами и пивом, а также и заморским иноземным вином, церковным (красным ) и ренским (белым ).
В погребах сохранялись меды с прозваниями: вишневый, малиновый, чернишный, красный, белый, светлый, легкий, выкислый, мед с гвозцы, наконец, кроме других и мед братский для домовной братии.
Пиво: простое, легкое, мартовское, приварное, поддельное, т.-е. чем -либо приправленное, наконец брага и кислые щи.
Не забыто было и вино горячее, сиречь водка.
Из иностранных вин, беременныя и полубеременныя бочки сохраняли, как упомянуто, вино церковное и ренское. Эти вина покупались у Московских торговых Немцев . В марте 1642 г. по царскому указу было куплено у них две бочки беременных романеи по 30 р. за бочку и две бочки полубеременных ренскаго за 20 р. Вино было куплено к поставлению патриарха Иосифа и вперед на патриарший домовой обиход . Под именем церковнаго следоват. употреблялась романея. К церковному вину присоединилось и своего производства—Астраханское. Появились и другия вина, напр. сект . Ренское, кроме того, подделывалось сахаром для подачи к столам в Крестовую.
Кроме того, в погребах хранились: виноград свежий, виноград в патоке, брусника в морсу, клюква и т. п. овощи.
Иностранныя вина, церковное и ренское, по кубку, отпускалось за столом или на дом властям, начиная от митрополитов и до игуменов, а также и некоторым игуменьям, также некоторым боярам и боярыням и другим боярским и Думным чинам, и вообще всем надобным Патриаршему Дому людям . Такая посылка вообще обозначала патриаршую почесть.
Гостеприимство Патриаршаго Дома относительно кормления и питей было очень широкое. Справлялись угощения по установленному обычаю в навечерии соборных и царских праздников, когда служили накануне самаго праздника молебны. После молебна соборяне от старшаго и до младшаго приглашались на патриарший погреб, где их и потчивали медами и пивами. Особенно большое питейное угощение Соборян и певчих справлялось каждый день на Святой неделе во время столов в Крестовой полате. Тогда отпускалось и иностранное вино. Какое количество питья отпускалось в эти дни, можно судить по следующей записи: 1698 г. апреля 29, в пяток св. Пасхи отпущено в Крестовую полату соборяном и певчим : воронок ренскаго, три ведра церковнаго, ведро меду вишневаго, извара (небольшая кадушка) меду чернишнаго, полведра меду легкова, полведра пива приварнаго, три ведра меду выкислова, три ведра пива мартовскаго да извара того же пива.
Когда совершались крестные ходы, то бывавшие при том по наряду для охранения хода от толпы и для всякаго уличнаго порядка стрельцы и солдаты, как и земские нарядчики (полицейские) городовые, неотменно приглашались на патриарший погреб и угощались пивом и медом . Число таких гостей бывало различно и доходило от 75 иногда и до 420 чел. Вообще ни одно церковное торжество или личный выезд патриарха не оставлялись без угощения всех рядовых служебников при таких случаях .
Во множестве бывали и случайные гости патриаршаго погреба, напр., подьячие Поместнаго приказа, надобные люди по вотчинным патриаршим делам, или подьячие Ивановской площади (род нотариусов ), также очень надобные люди по тем же и разным другим делам . Их кормили в хлебодарне и поили не только что пивом и медом, но и церковным вином . В 1698 г. мая 28 на 12 человек Ивановских было отпущено питья: церковнаго полведра, меду вишневаго полведра, полтора ведра меду белаго, полведра выкислова, полведра пива мартовскаго. Всего на 12 ч. 3 1/2 ведра, слишком по четверти ведра на брата.
Приезжали в Москву Донские или Запорожские казаки, им также отпускали пиво и мед, напр., 1697 г. дек. 11 Донским на 35 чел. отпущено 7 ведер пива, 3 ведра меду; дек. 27 на 85 чел. Запорожцев отпущено 20 ведр пива простаго, 10 ведр меду белаго.
Мастеровые люди Печатнаго Двора, в числе 130 и 160 человек, угощались в известные дни или за особыя работы обедом и питьем, пивом и медом .
Садовой Московской слободы посадские люди и садовники, вероятно приносившие патриарху огородныя весенния новины, получали даже по кубку ренскаго.
Кремлевские монастыри, Чудов и Вознесенский, в дни своих праздников получали с патриаршаго погреба, в лице своих властей, по кубку ренскаго; так, 24 ноября 1697 г., в Екатеринин день, Вознесенскаго монастыря игуменье, келарее, казначее было отпущено по кубку ренскаго. То же было отпущено и в Вознесеньев день и кроме властей двум знатным старицам . Игуменьям и других женских монастырей отпускалось ренское по кубку и в дни заговений, и в дни их праздников .
На праздник Алексея митрополита мая 20 в Чудов мон. отпускалось по кубку церковное вино: архимандриту, келарю, казначею и некоторым должностным старцам .
В 1697—1698 г. в Москве проживала Мелетийская (Имеретинская) царица. Патриарх Адриан заботливо попечительствовал о ней, посылая ей вино и овощи. 11 ноября 1697 г. ей отпущено ведро церковнаго Астраханскаго. 3 февраля 1698 г. отпущено кубок ренскаго, ведро церковнаго, шесть кистей винограду свежаго. 17 марта для Ангела царевича Алексея Петровича ей отпущено кубок ренскаго, ковш винограду из патоки, ведро вина церковнаго. 7 августа отпущено: кубок ренскаго, полведра церковнаго, дыня, наряд яблок, наряд груш, кузовок вишен Володимерской присылки.
Когда святейший в мае месяце выезжал на свою дачу в подмосковное село Троицкое — Голенищево, в поход за ним отпускали целый наряд разнаго питья. Так, 26 мая 1698 г. туда было отпущено: 2 ведра ренскаго, 3 ведра меду вишневаго, ведро меду малиноваго, 2 ведра меду светлово, 2 ведра пива приварнаго, мешечек пивца легкова, два мешечка бражки святейшему, мешечек кислых штей, 6 ведер меду легкова, 7 ведер меду чернишного, 12 ведер меду выкислова; в расход 20 ведер меду белого, 2 боченка браги, квасу.
Этот запас потреблялся на угощение разных гостей и дворовых и сельских слуг . Лично самому патриарху отпускались питья, всегда обозначаемыя уменьшительными именами: пивцо, бражка, мешечек и т. п…»