История города Москвы Забелин Иван Егорович.
Патриарший столовый обиход (отрывок).
«…Само собою разумеется, что Великим постом значительно сокращались и эти статьи кушаний.
Патриарх Филарет Никитич (1624 г.) в понедельник первой недели Великаго поста совсем не кушал «кушанья не было и ествы не держано». Во вторник ему было подано: капустка крошеная студеная. В четверг опять ествы не держано.
Зато в середу и пятницу было кушанье особого состава. В середу в деревянных хоромах ему подано: «взвар со пшеном сорочинским да с шефраном да с перцем да с ягодами. Потом капустка студеная, горох зобанец, ядра миндальные, ягоды винныя на рожниках тридевять ягод ; хрен, греночки, горшечик мазуней с перцом, горшечик мазуней с инбирем, горшечик мазуней с шафраном, орехи грецкие».
В пятницу кушанье было в Крестовой полате, подано: «шти с целым луком да с перцом квашены уксусом капуста сечена мелка, грибки тяпаные без масла, грибки целики без масла, горошек хлебанец без масла, лопша гороховая без масла, ядра миндальные, орехи грецкие, взвар медвеный квасной со пшеном да с изюмом с шафраном да с перцом, горшечик мазуней с инбирем, горшечик мазуней с шафраном ; греночки, репа вареная резана в ломтики с уксусом да с хреном ; два блюда ягод винных на рожниках, полоса дынная, полоса арбузная, патоки, яблоки, вишни» .
Таким образом в эти дни очень видное место занимали сласти, в другие рядовые дни вовсе не употребляемыя. Это было так называемое Коливо предлагаемое по уставу Церкви.
Патриарх Иоасаф II в 1667 г. и патриарх Адриан в 1691 г. содержали пост в следующем порядке.
В понедельник первой недели Великаго поста, а также и во вторник, и в четвергь они вовсе не кушали. В понедельник и братье и дворовым людям обиходу не было. Во вторник им дано по участку хлеба. В среду, напротив того святейшему Иоасафу готовлено кушанье: хлебца четь, папошник, взвар сладкий со пшеном и с ягоды, с перцом да с шафраном ; хрен, греночки, капуста тяпаная холодная, горошек зобанец холодный, киселек клюковный с медом, кашка терта с маковым сочком ; и то кушанье простояло не подано святейшему патриарху, не спрошали, а братью и дворовых кормили за столом . В тот день ему была присылка от государя с укругою, принесено: кубок романеи, кубок ренскаго, кубок малвазии, хлебец кругличатый, полоса арбузная, горшечек патоки с инбирем, горшечек мазули с шафраном, горшечек мазули с инбирем, три шишки ядер (кедровых ).
В среду же патриарху Адриану было подано: папошник -басман . Грибы холодные. Грузди. Рыжики холодные. Капуста холодная. Редька. Рыжики гретые. Капуста гретая. Звар сладкой. Клюква гретая. Кисель клюковной. Пирогь с горохом . Пироги копытца. Гренки.
Казначею с братьею, хлебенной братье и всяких чинов дворовым людям подано—звар сладкой, капуста гретая, огурцы, шти с соком .
В четверток 26 февраля святейший Адриан не кушал . Братье дано только по участку хлеба. В пятницу ему подан такой же стол, какой он кушал в среду. Братье и дворовым : капуста гретая, огурцы, толокно.
К сладким яствам выдавали патоку, изюм и винныя ягоды.
В Воскресенье Соборное патриарху подано: голова гороху тертаго. Грибы. Грузди. Рыжики холодные. Шти с соком . Грибы, грузди, рыжики гретые. Грибы с капустою. Кашка ячная (ячменная). Грибы в тесте. Грибы с луком . Лапша гороховая. Манты. Звар сладкий. Пирог косой с соком . Пироги с грибами. Пироги долгие. Пироги Троицкие. Оладьи в патоке. Блюдо ягодников . Блюдо луковников . Блюдо левашниковь. Блюдо карасей. Блюдо пряжья.
В другое время к такому же столу взамен или в прибавку подавали: кашку смоленскую (из смоленских манных круп ), голушки с грибами, звар клюковной. Горох хлебаной, лапша гороховая, горох зобанец.
В рядовые дни Великаго поста подавали без масла. Капуста холодная. Редька. Грибы. Грузди, рыжики холодные и гретые. Чернослив, кисель клюкввный. Шти с соком . Пирог косой с соком . Пироги долгие с луком . Кашка тертая.
В пятницу на Страстной патриарх не кушал и братье еств не было.
В Великую Субботу святейшему подан только папошничек басман ; а братье укруги пшеничные…»