Эйфелева башня, Лувр, Нотр-Дам, Триумфальная арка, …, всех достопримечательностей Парижа и не перечислишь, достопримечательности с мировой славой, справедливо, что люди едут и едут посмотреть на них, едут и проезжают мимо самого большого в мире рынка продуктов , расположенного всего лишь в восьми-десяти минутах езды от аэропорта Орли (Orly), если ехать по Avenue de Fontainebleau или по Avenue de l’Europe в центр, по левую руку… Ничего не слышали про него, про этот рынок? Не переживайте… случается, бывало ходишь, ходишь мимо какого-то места, вдоль дома, мимо изгороди, мимо забора, а потом возьмешь и заглянешь за угол или в подворотню, а там… а там рынок раскинулся, и не просто какой-нибудь, в пару рядов палаток и лотков с помидорами и перцами, и кривыми физиономиями малоприятных торговцев, а самый большой в мире рынок продовольственных товаров.
Рынок Рюнжи (Rungis) занимает площадь в 234 гектара. Это рынок оптовой торговли.
Открылся рынок в Рюнжи, пригород Парижа, 3-го марта 1969 года.
Почти все рестораны Парижа закупают здесь продукты, за исключением лишь тех, кто имеет своих, частных поставщиков, поставляющих им продукты напрямую из своих хозяйств, да и то… время от времени и они заглядывают сюда… всякое ведь случается… Рынок не работает с супермаркетами, магазины пользуются услугами других торговых площадок, рынок работает с розничными торговцами, с ресторанами, с небольшими магазинами.
На рынке представляют свою съедобную продукцию почти полторы тысячи компаний, здесь работает около 25 000 человек. Оборот составляет около девяти миллиардов евро в год.
Попасть сюда простому туристу, самому по себе, не получится, но организованы специальные туры.
Начало экскурсии в 05-00 утра… Цель такого раннего подъема, не свойственного людям на отдыхе, – поспеть к открытию рыбного павильона, точнее сказать не поспеть, а неспешно подойти, потому что рыбу начинают завозить с глубокой ночи, с часов двух – Рыбный павильон один из самых интересных, потому что здесь можно найти почти все, что дает море людям, и реки тоже: моллюски всякие, крабы и креветки, морские рыбы всевозможные, включая акул, рыбы речные, а также еще лягушки и улитки, тоже всякие, и еще икру, жир… – продукция не только из Франции, но и из Норвегии, Турции, Туниса, Алжира, Южной Африки…
Вообще, весь рынок организован по принципу павильонов: павильон Рыбный, павильон Мясной, павильон Требухи (pavillion de Triperie — самый кошмарный…), павильон Мяса Птицы, павильон Сырный и Молочной продукции (сыры на пробу не дают, пробуйте там, где продают в розницу) , павильон Цветов – где даже холоднее, чем в Мясном, чтобы цветы оставались свежими долгое время, павильон Деликатесов, павильон Фруктов и Овощей,…, еще на рынке двадцать ресторанов и идеальная чистота – все ходят одетые в белые халаты, вокруг необыкновенная активность и деловитость – здесь все заняты торговлей, открывают сделки, закрывают сделки, находят новых потребителей, а те новых поставщиков, товар переходит из рук в руки, деньги с одних счетов на другие, взвешивают, измеряют, разделяют, разрезают, разделывают, упаковывают – невероятная активность ради того, чтобы накормить огромный город.
Около 30 000 грузовиков приезжают ежедневно на этот рынок, привозя и увозя съедобную продукцию. Здесь же построены отели, открыты рестораны, заправочные станции, имеется даже автомастерская, наверное не одна…
На самом рынке действует сложнейшая система логистики, высочайший уровень санитарного и ветеринарного контроля, повсюду чистота и огромные пространства современных зданий, широких ангаров, заставленные ящиками с продуктами, контейнерами, коробками, повсюду снуют погрузчики, рабочие вносят новый товар, уносят, переставляют – все в движении.
Очень важный вопрос, касательно любого рынка – это продовольственные отходы, а они составляют здесь менее одного процента, во многом это определяется тем, что продавцы знают потребности рынка и поставляют товар ровно столько, чтобы закрыть эти потребности: например к Рождеству завозят больше фуа-гра и устриц, к Пасхе ягнятину, сыры могут храниться долго и некоторые овощи также, рыба и морепродукты распродаются ежедневно почти полностью, остатки незначительны, но и на них находятся свои покупатели.
Несмотря на то, что происходит расширение торговли продуктами питания через Интернет, но и рынок в Рюнжи (Rungis) продолжает развиваться также – в определенном смысле это феномен, но не совсем — одно дело видеть картинки на интернет-страницах, конечно же очень привлекательные и яркие, но совсем другое дело самому лично взглянуть на товар, пощупать, понюхать, потереть пальцами и однозначно убедиться в его качестве, что затем, безусловно, оценят и посетители ресторана, если товар закупается в ресторан, и покупатели магазина, если товар выкладывается на прилавок.